Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов
Сангвинического темперамента:
• Важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
• Обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);
• Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
• Целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
• Важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;
• Учить внимательно относиться к товарищам, стремиться чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Холерического темперамента:
• С пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
• Говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• Целесообразно ограничивать все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевизор, чтение – все должно быть в меру; за два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
• Необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры )но не те где соревнуются), конструирование, рисование, лепка – все что требует усидчивости;
• Воспитывать у ребенка умение управлять собой ( игры с командами, с внезапными остановками, где он будет подчиняться);
• Приучить к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• Необходимо строго соблюдать режим дня.
Флегматического темперамента:
• Нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
• Не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• Следует чаще хвалить его за быстрые действия;
• Необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезные игры соревновательного характера;
• Следует побуждать ребенка к движению ( гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• Побуждать ребенка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
• Нельзя резко обрывать ребенка, необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;
• Привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Меланхолического темперамента:
• Ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно без тревоги относиться к новому человеку;
• Нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать подчеркивать его недостатки;
• Целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
• Ребенку полезно заниматься спортом;
• Необходимо разнообразить жизнь ребенка;
• Надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
• Развивать у него общительность;
• Необходимо у него поддерживать положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.