Консультация для родителей "Кризис семи лет или скоро в школу!"Слово «кризис» привычно вызывает у нас негативную реакцию. Хотя, если задуматься, кризис – это двигатель прогресса. В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять: •Кризис новорождённости; •Кризис одного года; •Кризис 3 лет; •Кризис 7 лет; •Кризис подростковый (12 – 14 лет); •Кризис юности (17 – 18 лет).
В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенка исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6 – 7 летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребёнка возникает новая потребность узнать неявную, скрытную причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Учение олицетворяет для ребёнка новый, взрослый образ жизни. В это время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость. Средством преодоления кризиса 7 лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоритических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению. Готовность к школе – это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учиться. Без понимания этого дети не могут стать учениками в полном смысле этого слова. Ребенок должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе. Теперь давайте поговорим о кризисе 7 лет. Какой он бывает и как его преодолеть. Признаки кризиса: •Повышенная утомляемость; •Раздражительность, вспышки гнева; •Замкнутость, закрытость от родителей; •Повышенная тревожность; •Кривляние, навязчивое поведение. Принято выделять 7 симптомов кризиса: •Негативизм. Это такие проявления о поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными. •Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает, таким образом, потому, что «он так сказал». •Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. •Своеволие. Это стремление ребенка к самостоятельности, в желании все сделать самому. •Протест-бунт. Все поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходит детские ссоры с родителями по любому вопросу. •Обесценивание. Это может проявляться по отношению к взрослому или к любимым вещам. В лексиконе у ребенка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запрет взрослого. •Деспотизм. Это когда в семье один ребенок, он стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желанием весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Как понять, что кризис позади? Преодолевший кризис ребенок демонстрирует реальный, интерес к учебе. У него есть в школе любимые уроки, ему нравиться выполнять домашние задания. Как справиться с кризисом. Советы родителям. 1.Любой кризис – это необходимый этап в развитии ребенка. Через них обязательно проходят все, как любые другие детские болезни. 2.Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. 3.Изменить свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять. 4.Старайтесь не заставлять, а убеждать. 5.Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца. 6.Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость. 7.Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
|
Авторизация |